Оценка объектов интеллектуальной собственности



Клиенты все чаще задаются вопросом, зачем нужна оценка интеллектуальной собственности? Принимая во внимание актуальность темы, мы приняли решение сотрудничать с профессиональными оценщиками прав интеллектуальной собственности, чтобы нашим клиентам было выгоднее продать торговую марку или лицензию на патент, или внести в уставной фонд авторские права и т.д.

Развитие мировой экономики показывает, что с каждым годом экономические субъекты все больше и больше внимания уделяют нематериальным активам (НМА). Так, банки все чаще готовы выдавать под НМА (в качестве залога) кредиты, НМА все чаще становится предметом сделок купли-продажи, передачи в наследство и т.п.

Рынок нематериальных активов постоянно растет. Это обусловлено развитием инновационной экономики, внедрением нового оборудования и технологий, ростом рынка инновационных товаров, информационных технологий, рынком «франчайзинга» и др. Таким образом, интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы становятся неотъемлемой частью деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Ее все чаще вносят в уставный капитал, тем самым, делая бизнес более привлекательным.

Известны случаи, когда оценочная стоимость бренда (совокупности нематериальных активов предприятия) значительно превышала стоимость материальных активов (недвижимости, оборудования, оборотных средств и т.д.), а также случаи, когда исключение НМА из состава активов предприятия приводило это самое предприятие к печальному концу.

Примеры из практики:

1. В ходе оценки компании «СВІТОЧ» (г.Львов) ее бренд был оценен в 70 млн. долларов США, тогда как все остальные активы составили куда меньшую сумму. Стоимость НМА была учтена при формировании цены сделки для продажи иностранному инвестору.

2. Индийский инвестор изучал вопрос приобретения в Киеве завода, производившего автомобильные холодильники, работавшие за счет эффекта термопары. В ходе аудита выяснилось, что патент на технологию изготовления термопар принадлежит не заводу, а физическому лицу, при этом лицензионные отношения оформлены не были. В результате инвестор отказался от проекта, который мог бы принести стране многомиллионные валютные доходы. Оставшись без заказов, завод был закрыт.

Что дает собственнику инвентаризация, оценка и учет НМА?

· повышение инвестиционной привлекательности бизнеса, в т.ч. за счет улучшения финансовых показателей предприятия;

· документально обоснованную стоимость активов, что важно как для принятия управленческих решений, так и для аргументации планов привлечения внешнего финансирования в любой форме;

· возможность получения дополнительного дохода за счет вовлечения НМА в хозяйственный оборот как отдельных активов (продажа, передача в пользование и т.д.).

Таким образом, объекты оценки в нематериальной форме (нематериальные активы/НМА) - объекты оценки, которые не существуют в материальной форме, но дают возможность получать определенную экономическую выгоду.

Чаще всего к НМА относят объекты интеллектуальной собственности (ОИС), однако для целей оценки к объектам в нематериальной форме также относятся финансовые интересы (доли, паи, акции), опционы, другие ценные бумаги и их производные, векселя, дебиторская и кредиторская задолженности и т.п.), права пользования землей, зданиями/сооружениями, права на эксплуатацию недр, а также другие имущественные права. (Национальный стандарт оценки (НСО) №1).

Таким образом, к НМА относится очень широкий круг активов, используемых в экономической деятельности.

Непосредственно к ОИС согласно согласно НСО№4 относятся:

· литературные и художественные произведения;

· компьютерные программы;

· компиляции данных (базы данных);

· исполнение;

· фонограммы, передачи (программы) организаций вещания;

· изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

· компоновки (топографии) интегральных микросхем;

· рационализаторские предложения;

· сорта растений, породы животных;

· коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания;

· коммерческие тайны;

· другие объекты, которые согласно законодательству относятся к объектам права интеллектуальной собственности.

В международной практике (МСФО№3) нематериальные активы разделены на пять основных категорий:
— маркетинговые активы (торговые марки, торговые знаки, доменные имена и др.);
— клиентские активы (клиентская база, клиентские контракты, система взаимоотношений с клиентами и др.);
— творческие активы (фотографии, книги, журналы и др.);
— договорные активы (патенты, лицензии, рекламные и сервисные контракты, франчайзинговые соглашения, трудовые договоры сотрудников и др.);
— технологические активы (программное обеспечение, know-how, торговые секреты, бизнес-процессы и др.).

Особое место в НМА занимает «гудвилл», который амортизации не подлежит, однако требуется его ежегодная переоценка

Таким образом, мы видим, что практически любое предприятие обладает теми или иными НМА. Даже если оно не подозревает об этом, или активы не учтены.

Практика инвентаризации, оценки и постановки на баланс НМА в Украине пока не приобрела широкого распространения по ряду причин. Однако, постепенный переход на международные стандарты учета и отчетности создает потребность в качественном отражении всех активов предприятия в учете, что, в свою очередь, порождает потребность в организации грамотного учета НМА.

Поскольку НМА очень разнообразны, то конечно разнообразны и методы их оценки.

Стандартная процедура оценки состоит из следующих этапов:

Однако разнообразие возможных методов даже в рамках стандартных подходов требует от оценщика серьезной теоретической подготовки, приличного опыта, профессиональной и общей эрудиции.

Заказать обратный звонок
Ваше имя: (*)

Неверный Ввод
Ваш E-mail: (*)

Неверный Ввод
Номер вашего телефона: (*)

Неверный Ввод
Проверка антиспам
Проверка антиспам

Неверный Ввод
Сообщение:

Неверный Ввод