Как защитить свою идею?
Этим вопросом задаются множество новичков, пытаясь воплотить свою идею в жизнь. Каким способом защитить свое право как автора на идею нового проекта?
Согласно ГК Украины авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые. В этот перечень входят и теории, принципы, процедуры, системы, способы и открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении. Это значит, что не выражены объективно идеи и творческие замыслы автора произведением авторского права не считаются.
Очень важно понимать, что в таком случае правовая охрана не будет распространяться на идею, ибо авторское право защищает лишь форму выражения произведения, а не его содержание, технические решения. В таких условиях идею очень легко своровать.
Как правило, стартаперы предлагают своим инвесторам подписать NDA — соглашение о неразглашении. К сожалению, на этом этапе защита их собственного бизнеса заканчивается.
Естественно, ничего плохого в данном соглашении нет, даже наоборот, это договор о взаимных правах и обязанностях сторон по поводу раскрытия и использования идеи, ответственности за взятые обязательства и прочих деталях. Но данное соглашение защитит ваш будущий бизнес только в закрытом кругу отношений «предприниматель-партнер-инвестор» и не защитит от недобросовестной конкуренции вне этих отношений.
Как вывод — именно то, что бросается первым в глаза (название, упаковка), то есть интеллектуальная собственность есть ценностью №1 нуждающейся в защите при создании своего бизнеса.
Мощными способами защиты прав автора в данном случае служат регистрация своей интеллектуальной собственности — торговой марки, логотипа, а также патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов – что позволит защитить бренд, внешний вид продукции (упаковки, тары) и технологии производства продукта. Таким способом вы закрепите за собой не только исключительное право распоряжаться ими на свое усмотрение и право получать доходы от их коммерциализации, а также право запрещать пользоваться ими третьим лицам.
Прежде чем совершать вышеупомянутые процедуры, следует либо проконсультироваться с экспертами в данной области, либо же поручить им данную работу. Ведь процесс этот не только самый правильный и безопасный для стартапа, но и достаточно затратный по времени и силам.
Регистрация знака на товары и услуги – это, прежде всего, очень дальновидное решение для вашего начинающего бизнеса. Одним из самых главных преимуществ регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности является защита своего бизнеса от контрафакта и недобросовестной конкуренции, ведь покупатель охотнее пользуется данными товарами и услугами по причине общей известности ТМ. Именно такие знаки вызывают доверие и уверенность в качестве.
Злоумышленное использование конкурентами вашей интеллектуальной собственности может подорвать деловую репутацию предприятия, привести к потере имеющегося и потенциального покупателя и, как следствие, к уменьшению спроса, продаж и замедлению развития бизнеса. Именно с целью предотвращения такой ситуации в будущем и своевременной защиты стартапа в настоящем, так важно изначально зарегистрировать свою интеллектуальную собственность. Ведь в противном случае, потраченные силы, время и средства на регистрацию окажутся не такой уж и большой платой в ситуации, когда уже нечего будет защищать.
Идея – новшество всегда требует патента, зарегистрированного не только в вашей стране путем подачи заявки на патент и получения свидетельства об интеллектуальной собственности, но еще лучше – регистрации в зарубежных странах, чтобы по возможности «прикрыть с тыла» свою идею. Также защитная функция состоит в исключении недобросовестной конкуренции в форме законного использования упаковки другими производителями для обозначения товаров низкого качества.
Если же ваш бизнес будет строиться на идее, интерпретированной с успешного зарубежного опыта – стоит понимать, что защитить ее от воровства будет намного сложнее, ибо всегда найдется человек «шустрее вашего», который успеет воплотить ее в жизнь на пару дней/месяцев раньше. В этом случае, уже ничего не предпримешь, ведь в этой сфере, как говорится, кто не успел – тот опоздал.
Следовательно, вывод напрашивается сам, что на первых этапах создания своего бизнеса, для защиты своих идей их нужно воплотить в жизнь путем регистрации своей интеллектуальной собственности. Ведь если долго тянуть с ее осуществлением – есть большой риск попросту упустить момент. Даже если вашу идею не своруют – население планеты Земля более 7 миллиардов человек, и можно только представить какое количество ее амбициозных представителей имеют собственные идеи для стартапа. Кто-то вынашивает идею всю жизнь, но никак не наберется смелости ее воплотить, а кто-то уже на определенном этапе ее воплощения и т. к. одинаковых или похожих идей может быть бесконечное множество, если их воплотите в жизнь не вы – это обязательно сделает кто-нибудь другой.
Автор: Ольга Якуша, специалист Prima Veritas по интеллектуальной собственности